Отмена предельных уровней тарифов, введение предельных индексов платежей граждан за коммунальные услуги, внедрение новых целевых моделей рынка тепловой энергии требует новых подходов для решения инвестиционных задач, а также взвешенной долгосрочной ценовой политики.

1.Задача - обеспечение надежности и качества предоставляемых коммунальных услуг потребителям.

1.1. На 2014 год тарифы были установлены ниже установленных предельных уровней по Тамбовской области. Так, по теплу в среднем рост составил - 3,7 % при установленном 5% предельном уровне, по воде и водоотведению - 3,5 % при установленном предельном индексе 4,7 %, и т.д.. При этом были введены нормативы потребления коммунальных услуг на электроснабжение, водоснабжение, водоотведение. В результате индекс платежей граждан за коммунальные услуги в среднем по области составил 4,1%, т.е. в пределах установленного Правительством РФ. С 1 января 2015 года тарифы остались без изменения или на уровне декабря прошлого года. С 1 июля средний рост тарифов по теплу составил 8%, по воде и водоотведению 10,0 %, при установленных предельных уровнях 11,3 %. При расчете тарифов были учтены все экономически обоснованные затраты организаций, обеспечивающие безубыточное осуществление деятельности. Экономический эффект, полученный в результате исключения экономически необоснованных затрат регулируемых организаций, составил 3068,4 млн. руб.
С 1 июля будут введены в действие единые по области нормативы потребления коммунальных услуг на отопление. В результате фактический рост платежей за коммунальные услуги в среднем для области составит 8,3%, при утвержденном Правительством РФ 8,4%.
В принятии тарифных решений участие принимали органы местного самоуправления, 23 решения, касающихся введения нормативов на отопление, были согласованы представительными органами. В целях недопущения резкого роста платы за коммунальные услуги по отоплению для граждан, проживающих в малоэтажных многоквартирных домах, разработан комплекс мер по переводу малоэтажных многоквартирных домов, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, на индивидуальное газовое отопление, разрабатывается программа, предусматривающая софинансирование мероприятий из областного бюджета. К сожалению, на 2015 механизм согласования платы за коммунальные услуги с представительными органами, для включения инвестиционной составляющей в тариф, практически, не использовался.
В целях развития коммунальной инфраструктуры необходимо в полной мере использовать механизм по преодолению ограничений по предельной плате граждан, путем согласования представительными органами местного самоуправления превышения предельного уровня, а также использовать принцип адресности оказания государственной поддержки.

1.2. На сегодняшний день отмечается низкая инвестиционная активность ресурсоснабжающих организаций в сфере теплоснабжения, водоснабжения. Так, на 2015 год из 12 сетевых организаций, осуществляющих услуги по передаче электроэнергии, 4 имеют инвестиционные программы, утвержденные уполномоченным органом. В то же время из 62 организаций в сфере теплоснабжения только 3 имеют инвестиционные программы, в сфере водоотведения из 32 - одна, в водоснабжении нет инвестиционных программ (из 114 организаций).
Разработанные схемы теплоснабжения, водоснабжения, практически, не содержат аспекты развития, что не позволяет инвесторам рассчитать полезный отпуск ресурсов, просчитать мощности, нагрузки планируемых к строительству объектов и соответственно качественно определить мероприятия инвестиционных программ. В нарушение требований законодательства не во всех инвестиционных программах указываются адреса объектов, несвоевременно вводятся объекты в эксплуатацию. Все это делает невозможным фактически проконтролировать объемы исполнения инвестпрограмм и не исключает возможности включения одного и того же объекта в инвестиционные программы разных лет.
Тем не менее, в результате проведенного анализа выполнения инвестиционных программ в сфере электроэнергетики из необходимой валовой выручки сетевых организаций на 2014 год и на 2015 год были исключены суммы невыполнения инвестиционных программ в размере соответственно 34,7 млн.руб. и 18,5 млн. руб.
В 2015 году планируется увеличение инвестиционных проектов. В частности, прорабатывается механизм финансирования инвестиционной программы по электроснабжению комплекса по производству мяса птицы в Токаревском и Первомайском районах, в т.ч. путем включения в тариф инвестиционной составляющей. Сегодня вносятся изменения в действующее законодательство, в т.ч. в сфере теплоснабжения, которые направлены на исключение сложившейся негативной ситуации: отсутствие в последние годы развития систем централизованного теплоснабжения, и отсутствие со стороны бизнеса ответственности за функционирование и развитие системы. Сейчас вся ответственность - на органах местного самоуправления, которые не обладают необходимыми ресурсами для исправления текущей ситуации. Меняется система отношений в сфере теплоснабжения. ЕТО в новой модели является не только единым закупщиком и поставщиком тепловой энергии в зоне своей деятельности, но и центром ответственности, в том числе в части наличия актуализированной схемы теплоснабжения. Предполагается существенно изменить систему ценообразования в сфере теплоснабжения с переходом от государственного регулирования всех тарифов к установлению только предельного уровня цены для конечного потребителя для ЕТО. Такая предельная цена будет определяться ценой поставки тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение, источника тепловой энергии (цена «альтернативной котельной»).
В целях качественного планирования развития инфраструктуры необходимо актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения, привести в соответствие с современными требованиями действующие инвестиционные программы, активизировать разработку новых программ, внедрить новую модель теплоснабжения и усилить контроль за использованием инвестиционных ресурсов.

1.3. С 2016 года все ресурсоснабжающие организации должны перейти на долгосрочное тарифное регулирование. В электроэнергетике для всех сетевых организаций установлены долгосрочные тарифы, это позволяет реализовывать долгосрочные инвестиционные проекты, привлекать заемные средства, устанавливать долгосрочные параметры качества и надежности. Для перевода организаций теплоснабжения и водоснабжения на долгосрочное тарифное регулирование совместно с организациями и органами местного самоуправления проводится следующая работа: разрабатываются долгосрочные параметры регулирования, устанавливаются показатели надежности и качества услуг, актуализируются схемы теплоснабжения, водоснабжения, заключаются концессионные соглашения. Установление долгосрочных тарифов позволит инвесторам (поставщикам) и потребителям оценить эффективность инвестиционных мероприятий, при этом потребители будут застрахованы от резких колебаний тарифов.
Дополнительные источники финансирования В качестве источника финансирования инвестиционных программ можно рассматривать тариф на подключение к системам теплоснабжения, водоснабжения. Однако на 2015 год только 2 организациям в сфере теплоснабжения и 4 в сфере водоснабжения и водоотведения установлены тарифы на подключение.
На финансирование инвестиционных программ могут направляться средства, сэкономленные организациями путем снижения своих издержек. Для этого необходимо проведение работы по снижению как коммерческих, так и технологических потерь, которые в структуре затрат занимают значимую долю и их снижение оказывает существенное влияние на конечную цену.
В 2014 году проведена большая работа по оптимизации расходов сетевых организаций в сфере электроэнергетики, что позволило сформировать необходимую валовую выручку компаний с учетом инвестиционной составляющей и при этом не превысить предельные уровни тарифов. Кроме того, установленные тарифные решения позволили снизить перекрестное субсидирование в области с 2 млрд. руб. в 2014 году до 1,66 млрд. руб. в 2015 году, или на 340 млн. руб.
На величину тарифов значительно влияют размеры арендных платежей. Правительством РФ приняты нормативные акты, исключающие практику, когда муниципалитетами завышалась арендная плата и использовалась на решение муниципальных нужд, не связанных с коммунальной сферой. В связи с этим органам местного самоуправления необходимо привести свои нормативные акты, касающиеся расчета арендных платежей за использование муниципального имущества, в соответствие с Постановлениями Правительства Российской Федерации, которыми установлено, что экономически обоснованный уровень арендной платы, включаемой в тариф, определяется из принципа возмещения арендодателю амортизации и налогов на имущество. Арендные платежи, установленные выше этого уровня, не могут быть включены в тарифы.
В целях обеспечения финансирования мероприятий на развитие инфраструктуры необходимо перейти на долгосрочное тарифное регулирование, снизить неэффективные расходы организаций, использовать плату, поступающую от технологического присоединения, как источник финансирования инвестиционных программ.

2. Контрольная деятельность за 2014 год

Одной из основных задач Управления является осуществление государственного контроля в области регулирования и применения цен, тарифов, надбавок и предельных индексов и контроль по соблюдению юридическими и физическими лицами обязательных требований к осуществлению регулируемой деятельности.
В соответствии с планом проверок, согласованным с прокуратурой Тамбовской области на 2014 год, Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области проведено 18 выездных плановых проверок.
По итогам проверок в 2014 году выявлено 2 факта нарушения обязательных требований действующего законодательства.
По результатам проведенных мероприятий по контролю 2 субъектам предпринимательства (ООО «Управляющая компания Строитель» (далее – ООО «УК Строитель», ООО «Вариант-Плюс» Тамбовского регионального отделения общественной организации «Общероссийский союз инвалидов внутренних войск, вооруженных сил, пограничных войск, служб безопасности, спорта и правоохранительных органов» (далее – ООО «Вариант-Плюс»)) выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Оба предписания исполнены в полном объеме.
По результатам проверок возбуждено два дела об административных правонарушениях:
в отношении должностного лица – директора ООО «УК Строитель» в соответствии с ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ. На должностное лицо наложен административный штраф в размере 5,0 тыс. рублей.
в отношении должностного лица – зав. аптекой ООО «Вариант-Плюс» административное производство возбуждено по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ. В связи с малозначительностью совершенного правонарушения объявлено устное замечание.
Экономический эффект по результатам проведенных выездных проверок за отчетный период, учтенный при регулировании тарифов на 2015 год в виде исключения из сметы затрат регулируемых организаций полученных и не использованных по регулируемым видам деятельности доходов в 2013 году составил 2559,0 тыс. руб.
Кроме того, при проведении систематического наблюдения и анализа соблюдения организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими деятельность в сфере холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжающими, теплосетевыми организациям, а также субъектами электроэнергетики Стандартов раскрытия информации выявлено 72 факта нарушений действующего законодательства. По всем выявленным фактам организациям направлено 72 предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
Одно предписание направлено по факту нарушения установленного порядка ценообразования, выявленного при рассмотрении жалобы жителя г. Тамбова.
Все предписания в установленные сроки исполнены в полном объеме.
За 2014 год рассмотрено 5 административных дел по ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ (нарушение установленных стандартов раскрытия информации) в отношении должностных лиц ООО «Ресурс» г. Котовск, ООО «Кочетовские коммунальные сети», ООО «Исток», АНО «Жилкомсервис», Мичуринского территориального участка Юго-Восточной дирекции по тепловодоснабжению – Филиала ОАО «РЖД». На виновных в административных нарушениях по ч.1 ст.19.8.1 наложены административные штрафы в общей сумме 25,0 тыс. руб.
В апреле – мае 2014 года специалисты Управления принимали участие в проверке ресурсоснабжающих организаций, инициированной органами прокуратуры Тамбовской области. По итогам проверки были рассмотрены дела об административных правонарушениях, возбужденных органами прокуратуры по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении должностных лиц – генеральных директоров ООО «Ресурс», ОАО «Искож». По результатам рассмотрения на указанных должностных лиц наложены штрафы в общей сумме 100,0 тыс. рублей.
В ходе рассмотрения жалобы жителей р.п.Первомайский, переадресованной в адрес Управления УФАС по Тамбовской области, по вопросу применения тарифов на услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, осуществляемого ООО «Теплоресурс», в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Теплоресурс» постановление об административном правонарушении по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в ходе судебного разбирательства отменено, производство по делу прекращено.
В целях недопущения необоснованного роста цен на лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также продукты детского питания усилен контроль за установленными надбавками. В настоящее время в связи с многочисленными жалобами на повышение цен в аптеках проводятся как плановые, так и внеплановые проверки предприятий оптовой и розничной торговли лекарственными препаратами.
Так, в 1 квартале 2015 года проверено 11 организаций оптовой и розничной торговли г.Тамбова, г.Котовска, Бондарского и Петровского районов, в том числе 8 организаций - совместно с органами прокуратуры. В одной из них установлено завышение торговых надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. По результатам проверки к должностному лицу, виновному в нарушении порядка ценообразования, в соответствии с ч.1 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применены меры административного воздействия в виде штрафа в размере 50 тыс.руб.
Кроме того, в отчетном квартале рассмотрено 3 дела об административном правонарушении по материалам, представленным органами прокуратуры области. Виновные лица в нарушении порядка ценообразования привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 60 тыс.руб.

3. Недопущение необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания и лекарственные средства

В целях недопущения необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания и лекарственные средства еженедельно управлением осуществляется мониторинг цен на социально значимые продукты питания по городам и районам области по 22 наименованиям. Мониторинг направляется в СМИ, размещается на сайте управления по регулированию тарифов области, а также в оперативном порядке направляется в аппарат главного федерального инспектора в Тамбовской области.
Кроме того, совместно с прокуратурой области проводятся проверки предприятий оптовой и розничной торговли. Результаты мониторинга и проверок рассматриваются на оперативных совещаниях главы администрации области и на заседаниях специальной региональной комиссии по проведению мониторинга ценовой ситуации на продовольственном рынке области с приглашением руководителей администраций городов и районов, производителей продукции и крупных предприятий оптовой и розничной торговли с целью выявления причин повышения цен на конкретные продукты питания и принятию мер по недопущению необоснованного роста цен.
Так, в связи с повышением с 1 января 2015 г. цен на хлеб управлением по регулированию тарифов области были проведены проверки, в ходе которых выявлено, что основной причиной повышения цен на социальные сорта хлеба является рост цен на муку, которая в структуре себестоимости производства хлеба составляет значительный удельный вес (более 30 %). При этом в расчет новой отпускной цены на хлеб «Дарницкий» включена мука пшеничная 1 сорта по максимальной цене приобретения, значительно превышающей средние рыночные цены в аналогичном периоде.
В настоящее время приняты меры по обеспечению хлебопекарных предприятий мукой по более низким ценам и по прямым договорам с мукомольными предприятиями. Заключены соглашения между мукомольными предприятиями, хлебозаводами и предприятиями розничной торговли об обеспечении хлебом социальных сортов в количестве, достаточном для удовлетворения потребительского спроса населения, с минимальной торговой надбавкой.
Таким образом, принимаемые в настоящее время органами исполнительной власти меры по обеспечению хлебозаводов мукой по фиксированным ценам в ближайшее время позволили решить вопрос о снижении отпускных цен на социальные сорта хлеба.
Кроме того, в целях выявления фактов необоснованного повышения цен на социально значимые продовольственные товары совместно с органами прокуратуры проводились выборочные проверки оптовых продовольственных баз, по результатам которых установлено, что одной из причин повышения цен на социально значимые продовольственные товары является применение завышенных оптовых надбавок. Так, например, оптовые надбавки, применяемые ООО «ЭБИСУ» при реализации продуктов бюджетным учреждениям социальной сферы в январе-феврале текущего года, составили: на сахар-песок - от 38 до 70 %, на крупу гречневую - от 39 до 96 %, на муку пшеничную - от 13 до 69 %. Тогда как на других оптовых базах оптовые надбавки на аналогичные продукты питания не превышают 10 процентов.
В результате проводимых мероприятий на сегодняшний день наблюдается стабилизация цен на социально значимые продукты питания в области.